Авиация

Экспериментальные, стендовые, действующие модели Ховеркрафт – аэробот «Кондор» и «Аркай»

Здравствуйте , уважаемые моделисты.
Пользуясь, случаем, что постоянно нахожусь, дома из-за Ковида, просмотрел свои старые материалы и модели, и обнаружил две очень интересные модели, которые можно считать долгостроем.
Как обычно в преддверие Нового года, начал постройку моделей по проекту «Память», работы начались ещё в 2019 году.
Эти модели объединяет то, что обе они — СВП (судно на воздушной подушке).

Начну свой рассказ с модели АлиС – 1 – 12 «Кондор»,

Построить подобную модель мне захотелось после того, как я увидел очередную модель СВП – экраноплана Владимира Середы «Лцч-5».

Копировать его модель мне не хотелось , решил начертить своё видение будущей модели.
Я представил себе СВП – экраноплан для прогулок по водной глади рек и озёр, и решил создать её уменьшенную копию в масштабе 1:10.
Воспользовался разработками Ростислава Алексеева и Роберта Бартини.
Вот такие наброски у меня получились.

Электроника, заготовленная для модели.
Мотор на нагнетание (поддув) — D2826/6 2200KV.
Винт — 7 Х 6 Е или 7 Х 4.
Регулятор — 60А.
Сервомшинка — MG90S.
Аккумулятор — 3S 3300 20С.
Маршевый мотор — 3010 1300kv
Винт — 8 х 6 трёхлопастный.
Регулятор — 80 А.
В качестве основного материала для модели я выбрал простую, листовую подложку под ламинат, толщиной 5 мм.

Для склеивания всех элементов конструкции, я использовал универсальный, влагостойкий клей «КИН».

Начало создания этой модели было самым трудным этапом. Честно говоря, я просто не знал с чего начинать.
Решил начать с вырезания основной плоскости , на которой будут устанавливаться вся конструкция модели.

Владимир Середа предложил мне свой вариант изготовления баллонет, для воздушной подушки.
Но я решил пойти своим путём.
Взял картонные кольца от скотча и разрезал их на несколько узеньких колечек.

На плоскость смонтировал одну боковую стенку баллонета.

К этой стенке вклеил эти колечки.
Получился прекрасный каркас.
Прежде чем обтягивать обшивку на баллонетах, заготовки укрепил скотчем, что бы не ломались и не трескались.
При склейке обшивки, я использовал кусочки узкого, бумажного, малярного скотча , фиксируя им до полного высыхания.

Для изготовления хвостовой и носовой части баллонет, я использовал листовой утеплитель «Пеноплекс», толщиной 50 мм.
Вклеивал кусочки утеплителя и по месту вырезал до нужных размеров.

Началась нудная и неинтересная работа по вырезанию и склеиванию сидений для пассажиров в салоны и пилотов в кабину.

Всего 50 сидений было изготовлено.
Начал работы по изготовлению салона для пассажиров на левом борту СВП.

Очень напоминает вагон метро.

Занялся правой и левой консолью крыльев.

Примерял консоли на место.

Первоначально планировал конструкцию для установки двух моторов для подачи воздуха под днище.

В последствии я отказался от двух моторов и оставил один.

Гибкая , передняя часть ограждения воздушной подушки сделана из полоски материала «Болонья», от старого плаща.

В носовой части фюзеляжа вклеиваются внутренние переборки.
Перехожу к «остеклению « салонов.

Начиная делать хвостовое оперение, я вспомнил рисунки Роберта Людвиговича Бартини.

Его рисунки крыла с кольцевым крылом , вызывали усмешки и непонимание, да и технологий , что бы выполнить это в те годы просто не было.

Вот, что получилось у меня.

Первые испытания воздушной подушки, показали её неэффективность. Модель приподнималась , при подаче воздуха только на гладкой поверхности … Решил прекратить дальнейшую работу над ней, как бесперспективной. Даже внешний вид не захотелось доводить до конца. Возможно, что установка более мощного мотора с большим винтом на поддув и маршевый двигатель, изменили бы ситуацию. Но видимо в то время это было невозможно. Получилась стендовая модель.

Теперь позвольте рассказать вам о другой модели.
«Аркай» — что в переводе означает «источник, начало сущего, появившийся до начала времен»
«Аркай» — имеет ещё другое значение:
1. торчать в разные стороны;
2. выситься, вздыматься (выдвигаясь остриями);
Ховеркрафт – аэробот АлиС – 07 – 03 «Аркай», универсальное всесезонное транспортное средство, сочетающее в себе возможности скоростного катера, экраноплана, снегохода и болотохода.
Проще говоря — СВП — Экраноплан с мягким, надувным ограждением .
Идея создания подобной модели зрела давно.
Вначале была идея сделать шнеки, но , пока, решил ограничиться надувными скегами.

До начала работ, перекопал целый ворох различных статей по судам на воздушной подушке. Хотел сделать обычные баллонеты, которые ставят на свои СВП Нижегородские корабелы, но учитывая горький опыт предыдущей модели, отказался от этой идеи.

Большую помощь оказал мне в моей работе Владимир Середа, показывая свои экранопланы.
http://www.ekranoplan-hit.ru/

Александр Дон со своей моделью СВП тоже помог мне в создании моей модели.
http://volamar.ru/subject/03kolibri/view_post.php?cat=1&id=21&page=1

Не стал ничего выдумывать и начал делать , так, как уже привык, создавая свои СВП.

Чертежей, кроме этого, моего наброска — рисунка нет.

Для создания этой модели я решил использовать несколько различных материалов. Для несущей конструкции платформы для гибкого ограждения, изготовления фюзеляжа , крыльев и хвостового оперения, использую простую, листовую подложку под Ламинат, толщиной 5 мм. и потолочную плитку , толщиной 3 мм.
Изначально хотел использовать листовой утеплитель — экструдированный пенополистирол «Пеноплекс» толщиной 20мм. и разрезанного пенорезкой до листов толщиной 10 мм.

Я его использовал во всех предыдущих моделях, но размеры подложки, позволили от него отказаться.
Для склеивания всех деталей конструкции модели, я применил универсальный, влагостойкий клей «КИН».
Вот по этим фотографиям делал шаблоны и выкройки, вырезал заготовки из старого плаща, сшил «юбочку»

Первоначально думал сделать платформу прямоугольную,

но склонился к конусному варианту, который применял в других моделях.

Перекроил «юбку».
Склеил конструкцию платформы и примерил на неё «юбку».

Смонтировал узел принудительной подачи воздуха в гибкое ограждение и под днище .

В качестве двигателя использовал мотор D2826/6 2200 KV. с винтом 7 Х 6Е.

Аккумулятор — 3S 1300 mAh.

Проверка работы воздушной подушки.

Вспоминая многие модели СВП – экранопланов Владимира Середы, появилась мысль сделать на модели небольшие крылья. Будет создаваться дополнительная подъёмная сила, да и устойчивости прибавится.
Долго рассчитывал местонахождение крыльев, что бы ЦТ находился в точке крепления нагнетательного мотора. Определился с размерами.
У модели «Аркай» появились крылья.

На крылья смонтировал поплавки, вклеил боковые стенки в носовой части фюзеляжа.

При изготовлении крыльев, использовал деревянные рейки сечением 5 х 15 мм. Рейки вклеены по передней кромке крыла и в середине центральной нервюры. Они удерживают крыло в нужном положении и создают V угол.
Рейка, проходящая по передней кромке крыла с наружной стороны декорируется фасонной полоской из подложки. Эта полоска выполняет ещё дополнительную функцию ребра жёсткости.
Видео в процессе создания модели,

Сделал заготовки руля направления.

Сделал надписи на модели, провожу обтяжку цветным скотчем.
Смонтировал хвостовое оперение. Появилась идея — поставить на модель руль высоты.
Сделал заготовку.

Пока не вижу целесообразности в нём. Надо посоветоваться с Владимиром Середой.
Модель сконструирована таким образом, что при начале работы маршевого двигателя и наборе определённой скорости, модель должна выходить в режим экранирования .
Поэтому двигатель, работающий на нагнетание воздуха в гибкое ограждение, можно отключать. После первых испытаний будет понятно, нужна ли модели помощь руля высоты.
Вот, что ответил Владимир:
— «Вячеслав, единственная моя модель, на которой был руль высоты, была вот эта:
http://www.ekranoplan-hit.ru/ekr-let.html
которая и обзывалась экранолётом.
Все остальные благополучно обходятся без РВ.
Существуют разные мнения о нужности или ненужности РВ на экраноплане.
По классификации экраноплану типа «А» — необязателен.
Подскок у экраноплана типа «В» возможен (но у него и РВ обязателен), и даже полёт на небольшом удалении, а вот типу «А» он совсем нежелателен».
Да, очень верно гласит народная мудрость : — «Скоро сказка сказывается»…
Ведь начало создания этой модели было положено перед новым 2020 годом…
Очень хотелось закончить модель быстрее, что бы по снежку её опробовать. Но, жизнь свои правила выдвигает. Болел, теперь карантин, запчастей и материалов не хватает…
Ещё один год подходит к концу, скоро придёт Новый 2022 год, а создание модели только закончилось!
Вот несколько фотографий модели перед заключительными работами.

Эту модель я задумывал с использованием в качестве маршевого двигателя импеллер 70 мм. с тягой около 1500 г. Но приходится ставить мотор -3010 1300kV. 480W., почти с такой же тягой — 1650 г. и с винтом 10 Х 4,5. или трёхлопастным 8 Х 6 .

Регулятор для мотора поддува – 30 А.

Регулятор для маршевого двигателя – 60 А.

Сервомашинка РН – MG90S.

Для маршевого двигателя буду использовать отдельный аккумулятор -3S 3300 mAh.

Габариты модели.
Размах — 1000 мм.
Длина — 1200 мм.

На деревянную рейку, на которой укреплён мотор поддува, приклеил кусок утеплителя «Пенлоплекс» толщиной 50 мм. , к которому приклеил кусочек 3 мм. фанеры. На это место будет крепиться маршевый двигатель.

Изменил геометрию руля направление, навесил на место, вклеил сервомашинку для управления им, подсоединил тягу.

Так работает РН

Установил мотор с винтом.

Теперь можно испытывать модель.
Воды поблизости не стало, снега пока не предвидится! Придётся испытывать на траве.
Это моя грунтовая ВПП. С которой я взлетаю на своих авиамоделях, вот на ней я и протестирую свою новую модель ховеркрафт – аэробот АлиС – 07 – 03 «Аркай»,


Как я и ожидал, эта модель, как и первая, не смогла подняться на траве и мощности двигателя не хватило, что бы сдвинуть её с места. Возможно более мощный мотор с большим винтом сможет это сделать. Буду экспериментировать. Пока не хочется считать её так же бесперспективной.
Вроде бы рассказал про всё. Мой рассказ немного затянулся, прошу простить меня.
Модели получились интересными и необычными, мне они понравилась, н смотря на то, что они получились стендовые.
На этом я прощаюсь с вами. До скорой встречи!
Ваш Валериан Самоделкин.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть