Столярка

Новая рукоять для рабочего ножа

Всем здравия!

Был мною, еще давно изготовлен ножичек для сугубо рабочих целей. Выглядел он, конечно, так себе: исцарапанное лезвие, вырезанное из сапожного ножа, крашеная морилкой рукоять из старой фанеры, просто состоящая из сколов, да и вообще – кошмар. Я решил сделать ножу новую рукоять из термоясеня. Ясень термообработанный (термоясень) – массив ясеня, прошедший обработку горячим паром. В зависимости от глубины термообработки, обладает красивым, насыщенным цветом с богатыми оттенками (от темно-шоколадного до бледно-золотистого). В принципе, то, что надо для ручки рабочего ножа – древесина не гниет, и довольно прочная. Только жженой деревяшкой несет, как не знаю что.

Приступим!

Нам понадобятся:
• Ножик;
• Плоская отвертка;
• Гравер с разными насадками;
• Тарельчато-ленточный шлифовальный станок;
• Цианоакрилатный клей;
• Наждачная бумага различной зернистости;
• Масло и мастика для дерева.

Для начала я снял старые накладки с ножа, благо эпоксид не затвердел на них и через несколько лет. Снял с помощью плоской отвертки, сделав аккуратно пропилы между накладками и клинком.

Остатки рукояти и эпоксидки я стер гравером, а также нанес небольшой сатин на сам клинок, чтобы убрать царапины, ну и стиль освежить и обточил необработанные края клинка.

На рукояточной части видны отверстия для заклепок, но я их делать не стал, потому что не из чего.
Переходим к дереву. Я расчертил на плашке более сохранившуюся накладку и отпилил лишнюю длину на стусле. Также я придал торцам рукояти небольшую скругленность.

Ну и распилил плашку на две заготовки. Правда пришлось использовать для этого гравер с пилообразной насадкой.

Ну и далее идет обтачивание на шлифовальной тарелке до примерной похожести на рукоять.

Стадию склейки я не заснял, ну и ладно, в принципе. Клеил я тем же цианоакрилатным клеем.
Только после склейки я вспомнил, что не довел до ума еще одну часть клинка – рикассо, дульку, облегчающую заточку и правку клинка. Для этого я взял алмазную цилиндрическую насадку и проточил рикассо до нужной кондиции.

Далее следует долгое обтачивание рукояти гравером, так как древесина очень плотная. Мне не понравилось работать с термоясенем из-за его неоднородности – светлые полосы гораздо мягче, чем темные, поэтому было очень трудно сделать рукоять ровной, а не волнистой, так как светлые прожилки протачиваются быстрее. Неприятное дерево, в общем. К тому же термоясень очень колкий.
В любом случае, обтачиваем рукоять до нужной формы и закругляем углы.

Переходим к наждачной обработке. Я замотал клинок изолентой, чтобы не поцарапать его случайно. Использовал я абразивную губку 320 зернистости и наждачную бумагу 600 и 2500 зернистости. Этого достаточно для полировки рукояти почти в зеркало. А полируется это дерево довольно неплохо.

Вот результат после губки. Виден небольшой прогиб плашки, который мне пришлось протачивать.

А вот результат после обработки наждачными бумагами. Рукоять блестит и немного переливается. Пора прокрывать маслом.

На фото ниже будет виден контраст между не промасленной и промасленной деревяшками.

Мне не удалось настроить камеру на правильную цветопередачу, поэтому рукоять красная. На самом деле она была темная с коричневато-бордовым отливом. Тоже красиво.

Я покрыл рукоять маслом и дал ему немного впитаться, а затем затер ручку мастикой из льняного масла и пчелиного воска. Ну и затер потом масляно-парафиновой мастикой.

В итоге получился довольно неплохой инструмент. Не без косяков, но таким ножом уже приятнее что-то резать или строгать. Рукоять получилась довольно приятной на ощупь, несмотря на различия размера рукояти и моей ладони – рукоять не очень большого размера, но хват довольно уверенный.

Также я немного освежил чехольчик на нож, который я сшил из старого кожзама.

В принципе я полностью доволен своей работой. По крайней мере, нож стал лучше выглядеть, и работать им приятнее.
На этом все.
Всем добра!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть