Столярка

Новая рукоять для ножа

Всем здравия!
Был мною, значится, куплен ножик типа швейцарского в самом для этого подходящем месте. В магазине «Metro» за баснословные 300 +-50 рублей. Ну, собственно, ножик как ножик, стойко выполнял свои функции утяжелителя сумки и строгателя палочек на даче и в гараже. Ну и штопора, разумеется. И отвертки. Хорошая вещь, в общем. Но мне не очень стал нравиться его дизайн – дешевая железка с неуместными вставками из резины, я считаю, и вообще я не люблю такой стиль – я придерживаюсь классического стиля – дерево, металл, все дела, и без наворотов. В общем, я решил изготовить новые накладки на рукоять ножичка.

Нам понадобятся:
• Собственно, ножик собственной персоной;
• Отвертка плоская (для удаления накладок);
• Плашка ценной древесины;
• Стусло для обушковой пилы;
• Обушковая пила;
• Тарельчато-ленточный шлифовальный станок;
• Гравер с разными насадками;
• Наждачная бумага различной зернистости;
• Наждачная губка;
• Цианоакрилатный клей.

Выбор мой пал на плашку дерева под названием ятоба – тропического дерева с интересным рисунком древесины. (Темная часть на плашке – проверка цвета маслом). Довольно яркая, веселенькая деревяшка, к тому же легко обрабатывается и выглядит презентабельно.

Снял я, значит, накладки с ножа, причем довольно варварски, и обрисовал их на плашке, дабы потом вырезать.

Далее я обрезал лишнюю часть деревяшки на стусле, чтобы сильно не напрягать шлифовальный станок. Ну и чего добру пропадать. Дерево это далеко не из дешевых.

Ну и, конечно же, распустил деревяшку на две штучки.

Уже при работе я заметил брак на одной из плашек, а именно скол, который, впрочем, никак не повлиял на конечное изделие.

В любом случае, обтачиваем нашу деревяшу на шлифовальной тарелке до приемлемой кондиции.

Уже примерно вырисовываются очертания будущих накладок на рукоять ножичка. Далее в бой вступает гравер с небольшой абразивной насадкой.

С помощью гравера я примерно подогнал накладки по форме рукояти ножа.
Далее начинается самое интересное – нож собран на заклепках, которые, разумеется, прилично выпирают из конструкции. Стачивать их у меня особого желания не было, поэтому я решил разметить их на деревяшке, приложив по форме рукояти и сильно придавив, и выточить выемки под них в самих деревяшках.

Также можно заметить выступы на торцах рукояти – на них держались старые накладки с помощью небольших крючков. Их я тоже отметил на плашках и проточил. Кстати, протачивать большую часть выемок мне пришлось по нескольку раз, потому что у меня глаз-алмаз.

В любом случае, после всех махинаций, плашки довольно плотно прилегают к рукояти, не образуя щелей. Почти. Переходим к склейке!

Так как я не хотел ждать отверждения эпоксида, я решил приклеить плашки на цианоакрилатный клей. Че бы нет, собственно. Для лучшего склеивания я подпортил поверхность рукояти крупной наждачкой.

Ну и, разумеется, залил все клеем и сильно прижал на пару минут. Получилось довольно неплохо, хоть и пришлось одну плашку отдирать и приклеивать заново из-за небольшого несоответствия выемок в плашке и заклепок на рукояти.

Возвращаемся к станку. Для начала я сточил бока деревяшек, дабы приблизить их к самой рукояти. Так останется меньше материала для обработки гравером.

Далее я снял толщину накладок, так как рукоять получилась толстой и громоздкой, что не есть хорошо для рабочего ножа.

Ну и, конечно же, обработка гравером с абразивными насадками. Сначала я грубо обточил оставшиеся края от обработки на станке, а потом перешел к стачиванию углов и их скруглению.

Ну и затем идет наждачная обработка. Я начал с шлифовальной губки 320 зернистости, губка мягкая, поэтому ей удобно доводить скругленные углы.

Далее я перешел к наждачной бумаге 600 и 2500 зернистости, чтобы заполировать поверхность плашек в зеркало. Благо, плотность древесины позволяет.

Результат после губки.

результат после 600 наждачки.

Результат после 2500 наждачки.

На этой стадии уже можно увидеть чешуйчатость древесины – довольно редкое явление, не у каждой деревяшки такое встретишь. Чешуйки переливаются желто-коричневыми оттенками в зависимости от угла зрения, от чего цвет рукояти может казаться совершенно разным с различных ракурсов.

Ну ладно, деревяшка заполирована – пора покрывать ее маслом. Я использовал простое льняное масло для пропитки.

Рукоять сразу заиграла разными оттенками чешуек. Очень красивое дерево.
Я оставил ножик так на несколько минут, чтобы масло впиталось.

Далее я стер масло тряпочкой и с силой затер рукоять самодельной мастикой для дерева из льняного масла и пчелиного воска, потом нанес еще слой мастики и дал ему немного впитаться. И, наконец, с силой затер и, под конец, заполировал рукоять другой мастикой, состоящей из льняного масла и парафина. Эта мастика плотнее и ей можно полировать дерево. Намазывать ее для впитывания, по сути, неэффективно, поэтому я затер рукоять мастикой и дал ей небольшое время отдохнуть. Я считаю этот способ защиты дерева более эффективным, чем покрытие лаком, потому что масло и воск долговечнее, лучше выражают текстуру дерева, и дерево, покрытое маслом, приятнее держать в руках, оно как-то теплее, что ли, приятнее. Ну и еще мастики удобнее использовать на таких проектах, где надо некоторые части изделия защищать от лака. Мастика почти ничему не вредит, а иногда еще и полезна.

В общем, готово. Деревяшка стабилизировалась, больше не оставляет масляных следов, а значит, все впиталось, и изделие готово к использованию.

На фотографиях выше видно, как меняется цвет рукояти в зависимости от ракурса. Очень интересный эффект. После обработки маслом чешуйки дерева стали полупрозрачными, что несомненно, плюс в пользу масла. После лака эта древесина становится просто серо-желто-грязно-коричневой. Неприятного цвета, короче, и чешуйки не видны.

Я поначалу думал добавить каких-нибудь украшательств на рукоять, но потом решил, что не надо (забыл, короче). Но меня устраивает и такая рукоять. Нож стало приятнее держать в руках.
На этом все.
Всем добра!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть